
С чем связан выбор формата в пользу событийной практики? В первую очередь, это потребность перейти от теории в рассуждениях о субъектности, событийности к пробам педагогов на стыке знаний, опыта и неизвестного, неопределенного.
Открытие Методических дней прошло в двух формах: дискуссионная площадка «Инсайт об актуальном в образовании», на которой обсуждалась авторская позиция А.С. Соловейчика о состоянии и перспективах школьного образования. Ключевыми позициями для обсуждения стали: возможности и условия взращивания собственной позиции учащегося в массовой школе; роль школьного пространства и школьных традиций в формировании, развитии и удержании субъектности детей и взрослых; индивидуальность учителя, его авторское действие в оформлении целостной картины мира и обучении детей. Было высказано много интересных мнений, позитивно то, что в качестве аргументов представлен собственный жизненный педагогический опыт взрослых.
Сформулировали свои инсайты в отношении тезисов:
«Прежде чем давать ребенку индивидуальный путь развития, необходимо дать учителю возможность быть индивидуальностью»:
- Учитель, который позволяет себе проявлять собственную позицию, он же предлагает свободу мнения и выражение собственной позиции детям.
- У учителя есть возможность быть индивидуальностью: от так или иначе проявляет это в работе и общении с детьми. Тогда он интересен детям.
«Взращивание собственной позиции в человеке – есть цель образования»:
- Это одна из целей, возможно, главная, но не единственная.
- В образовании целей много, а собственная позиция человека начинается формироваться с детства, в семье.
- Отмечу многообразие целей в образовании. Считаю, что может быть Позиция – мнение и позиция – место. Для успеха необходим поиск своего места в образовании.
Вторая половина дня организована для самоопределения, командообразования и формирования замысла будущего событийного лицейского пространства. Организовались 13 творческих групп, выбраны направления для проектировочной сессии. Результат дня первого – мотивирующее взаимодействие, многообразие идей, мыслей, мнений.
Следующие два дня - продуктивная деятельность. Группы развивали идеи, искали способы решения поставленных задач. Педагоги окунулись в пространство деятельностных проб, они находились в ситуации неопределенности: нет рамок, границ, подсказок, только вызов и образ результата – сценарий образовательного события для лицеистов, их родителей, наших партнеров, что-то такое, чего не было еще в нашей лицейской среде.
Презентационный день – самый сложный, неоднозначный, неповторимый, поэтому сам по себе - событие.
С утра в пространстве лицея открылись 13 площадок с образовательными практиками для проектировочной, интеллектуальной, соревновательной, творческой деятельности учащихся. В качестве внешней рамки были заданы различные форматы: игра, погружение, коммуникация, путешествие, тренировка, тренинг, эвристическое обучение. В ходе взаимопосещения педагоги становились непосредственными участниками практик, о чем, в завершение дня, говорили на рефлексии:
- В течение всего соревнования сохранялась интрига: что дальше? Какие еще будут задания? Уже и так сложно …. (Образовательный марафон «Кто не рискует, тот не побеждает!»)
- Так увлекательно, но сложно. Захотелось заглянуть в Атлас профессий будущего. (Профориентационный квиз «Вперед, в будущее!»)
- Коллеги, великолепно придумали! Так все закручено! Очень глубоко в историю погрузились. (Профориентационный батл «Назад в будущее»)
- Идея виртуального музея великих отечественных ученых – отличная. (Творческая лаборатория «По следам Циолковского»).
В завершение Методических дней педагоги, лицеисты, родители встретились для еще в одного образовательного события – «Школа и семья – хранители ценностей и культурных кодов». Погружение в душевную атмосферу состоялось благодаря творческим номерам, подготовленным лицеистами и их старшими наставниками – учителями и родителями, искреннему и открытому разговору о том, что у нас в лицее, в нашей большой и дружной семье уже получается хорошо, а над чем предстоит еще подумать и поработать. Мы проводили Год Педагога и Наставника и символично обозначили начало Года Семьи, торжественное открытие которого очень скоро состоится. Уверены, что все пройдет тепло, по-семейному.
Рефлексивную беседу с педагогами провела директор Кулешова Юлия Михайловна. Ответ на ключевой вопрос о том, про Субъектность ли школа, ответ однозначный – «Да!», а то, что необходимо не только понимать, но и реализовывать, сформулировано в выводы:
- Событие – это про мягкие навыки, а не то, что «утянуто» в предметную область.
- Событие – это неуправляемое действо. Если сильно заорганизовано, то нет места проявлению Субъектности.
- Методические и предметные аспекты должны быть «зашиты» в деятельность и невидимы участникам.
- Вход в Событие – самый важный момент! Он мотивирует и определяет, затронет ли все происходящее интересы ребенка.
- Рефлексия – это тоже пространство, в котором можно и нужно говорить, спорить о себе с самим собой.
Продуктивность Методических дней очевидна: найдены пространства, в которых есть, над чем поработать, но много и того, что стало доброй традицией, чего с нетерпением ждут взрослые и дети в течение года.
Рабочая группа выражает благодарность всему коллективу за активность, самостоятельность, самодеятельность и инициативность! Спасибо коллегам школы №1 за проявленный интерес к жизни лицея. Задумались о совместных делах и проектах!
#Годсемьи2024