
Традиционно, педагогический совет прошел в формате конструктивного диалога администрации и предметно-методических кафедр по вопросам формы, содержания и перспектив развития уникальной модели Внеурочной деятельности, с одной стороны, но соответствующей государственной стратегии и нормативным документам, с другой.
В пленарной сессии члены административной команды актуализировали нормативные основы для модели Внеурочной деятельности: «Ценностные смыслы Внеурочной деятельности в системе современного образования», - Кулешова Ю.М., директор; «О целевом аспекте Внеурочной деятельности в ООП ООО и СОО», - Белошапкина А.И., заместитель директора по УВР; «Организационный аспект ООП. Внеурочная деятельность в учебном плане», - Харина Н.П., заместитель директора по УВР; «Содержательные смыслы Внеурочной деятельности. Развитие личности за пределами урока», - Сердитых Т.М., заместитель директора по ВР; «Содержательные смыслы Внеурочной деятельности. Наука во Внеурочной деятельности», - Ткачева Ю.В., заместитель директора по ИР БШ РАН; «Условия эффективной реализации модели Внеурочной деятельности. Мышление педагога о Внеурочной деятельности», - Кучменко Н.А., заместитель директора по НМР. В заключение был сделан вывод о том, что современное внеурочное пространство – место встречи ребенка и взрослого для общения, взаимодействия, развития личностных качеств и жестких навыков в областях персонального интереса.
В ходе проблемной сессии предметно методические кафедры представляли опыт построения модели внеурочной деятельности и особенности ее организации. Эта часть педагогического совета была особенно значимой, потому что был представлен опыт, осуществлен анализ, осуществилась коммуникация наставников и наставляемых (Парилова А.Г. – Волкова Ю.А.; Любас Л.Н. – Плоткина Е.С.; Анисимова С.В. – Любимов Е.В.). Как заметил Ш. Амонашвили, «соприкосновение крупиц опыта с искорками критической мысли может родить интересную идею, соприкосновение педагогической практики с интересной идеей может родить творческую педагогическую деятельность». На протяжении более, чем двух часов педагоги сверяли позиции, искали и находили точки «стыковки» государственных требований с запросами лицеистов, лицейской концепцией модели внеурочной деятельности. Руководители предметно-методических кафедр, педагоги проанализировали подходы к отбору содержания внеурочки, собственные педагогические действия, которые приводят к успешной реализации образовательных программ.
Примечательно, что на всех кафедрах сохраняются и приумножаются традиции и уклад лицейского образования через современные формы и содержание внеурочной деятельности: кафедра филологии (рук. Уженкова Т.В.) реализует курс-практикум «Функциональная грамотность: учимся для жизни»; кафедра математики (рук. Рычкова Д.М.) представила практикум «Математика в определении профиля» и творческую группу «Финансовая грамотность» как форму реализации программы дополнительного образования; Любас Л.Н., руководитель кафедры иностранных языков презентовала учебные курсы внеурочной деятельности «Английский без проблем», «Китайский язык». Потыкина Т.А. показала приемы работы в лаборатории по подготовке успешных участников ВсОШ по английскому языку; кафедра физической культуры и спорта (рук. Давзит Г.В.) сделала обоснованный вывод о том, что клубные спортивные занятия востребованы лицеистами разных возрастов и ведущую роль в этом играет личность педагога-наставника. Кафедры информатики и технологий, естественнонаучных дисциплин подготовили развернутый анализ моделей внеурочки, которые направлены на решение ведущих задач образования в лицее – технологического и инженерного. Кафедры (рук. Зимарева Е.А., Анисимова С.В.) организуют и сопровождают значительную часть внеурочной деятельности для учащихся основной и старшей школы. Педагоги по максимуму используют ресурсы материально-технической базы лицея и партнеров по образованию для формирования преимущественно жестких навыков будущих инженеров, разработчиков, изобретателей в различных научных областях. Служба социально-психологического сопровождения завершила проблемную сессию презентацией курса Профминимума «Россия – мои горизонты». Коллеги сделали выводы о том, что курс актуальный и удобный в реализации.
Значимым завершением педагогического совета стала экспертная сессия, в ходе которой сделаны стратегически значимые выводы, критические замечания, обозначены перспективы. Так, среди общих проблем в реализации программ Внеурочной деятельности педагоги указали дефицит временного и педагогического ресурсов: высокий уровень занятости учащихся и педагогов непосредственной учебной деятельностью, дополнительными занятиями по интересам в организациях дополнительного образования. Для педагогов очень остро стоит вопрос о выборе способов создания мотивации для сохранности контингента обучающихся к концу года в рамках своего курса. Среди предложений по совершенствованию плана/модели и реструктуризацию программ внеурочной деятельности – модульное построение курсов, организация лабораторий и мастерских как основных форматов для деятельности. Обратили внимание на необходимость формулирования педагогом личностно значимых и понятных для обучающихся результатов, принятия «иных» педагогических позиций и ролей для удержания интереса лицеистов. Местом проб и самореализации возможно определить Центр развития компетенций «ЛицеУМ», на концепции которого строится лицейская модель внеурочной деятельности с ориентиром на функциональность, инженерию, науку, социализацию.